За последние годы происходят позитивные изменения в личности выпускников – за два года обучения в школе (10-11кл.) примерно в два раза возросло количество учащихся с хорошим и высоким уровнем интеллекта, что составляло в разные годы от 29% до 51%. Выпускники школы, показывая достаточно высокие знания, осознанно выбирают вариант дальнейшего образования. Благодаря сформированной в школе способности к познанию и саморазвитию, они успешно учатся в вузах, продолжают научно-исследовательскую деятельность, всегда занимают активную жизненную позицию. Закончив вузы, выпускники школы успешно входят на рынок труда. Многие их них получили второе высшее профессиональное образование. Ежегодно от 25% до 42% выпускников школы поступают в ВУЗы.
Динамично развивается и система дополнительного образования. Охват учащихся разными формами дополнительного образования на бесплатной
основе составляет 48%. Общее количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования, достигает 240 человек, что составляет 52% от общего числа учащихся школы. Реализация здоровьесберегающих технологий, целенаправленная спортивно – оздоровительная деятельность создают условия для отсутствия отрицательной динамики ухудшения здоровья учащихся.
За счет системной реализации образовательных целей в школе наблюдается позитивная динамика отношения родителей, учащихся, общественности к школе. В среднем от 85% до 100% опрошенных родителей и учащихся удовлетворяет организация учебно-воспитательного процесса.
Неотъемлемой частью образовательной системы является внеурочная воспитательная деятельность, которая играет решающую роль в формировании конкурентоспособного выпускника. Основными видами деятельности в организации воспитательной работы в школе являются:
• исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся школы;
• социально-значимая деятельность учащихся в режиме социального проектирования;
• индивидуальная и коллективная творческая деятельность;
• спортивно - оздоровительная деятельность;
Образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие учащихся, реализуется в школе с помощью системы дополнительного образования, которая включает в себя дополнительные образовательные услуги, организованные в соответствии с Уставом школы, а также дополнительные образовательные программы, реализуемые через кружки, секции, спецкурсы, НОУ и другие формы клубной деятельности.
Важным направлением работы школы определено сохранение здоровья учащихся. В рамках реализации целевой комплексной программы «Образование и здоровье» в школе систематически проводятся месячники
профилактики СПИДа и йододефицитных состояний, употребления психоактивных веществ и алкоголя, в апреле проходит месячник Здоровья. В течение года проводятся научно-практические семинары по вопросам здоровья для учителей и родителей. Организация летнего отдыха детей является закономерным продолжением общеукрепляющих и реабилитационных мероприятий. В течение лета в пришкольном оздоровительном лагере отдыхает 75 ребят. Школа становится все более эмоционально привлекательной для учащихся и их родителей.
Основные направления инновационного развития
После соотнесения целей и задач образовательной программы школы с программой модернизации общего образования, концепцией профильного обучения, федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования, были определены стратегические направления инновационного развития на последующие годы:
1. Дальнейшее развитие уровня образования в школе с целью эффективного самоопределения учащихся на продолжение образования по выбранному профилю в ВУЗе.
2. Формирование устойчивой системы непрерывного качественного образования, начиная с предшкольного и заканчивая профильным, с интеграцией в образовательный процесс школы программ дополнительного и профильного образования.
3. Целенаправленная индивидуализация образовательного процесса, переход на индивидуальные образовательные траектории и широкую вариативность форм получения образования.
В соответствии с заявленными стратегическими целями в образовательном процессе школы определены основные точки развития:
1.Выстраивание системы непрерывного образования, начиная с предшкольного и завершая профильным, с целью дальнейшего повышения
уровня развития образовательного процесса в школе.
2.Переход на индивидуальные образовательные программы и индивидуальные учебные планы.
3.Изменение кадровой политики, формирование корпоративной культуры с
целью укрепления и развития кадрового ресурса школы.
4.Дальнейшая информатизация образовательного процесса в рамках национального проекта ИСО.
5.Совершенствование государственно-общественных форм управления, реализация модели гражданского образования.
6.Диверсификация образовательных услуг, формирование системы дополнительного образования.
7. Профилактика социального сиротства с целью оздоровления социальной
среды.
3. Стратегические цели и задачи программы развития
Стратегическая цель программы развития МОУ СОШ №1 им. Ю.А.Гагарина на период с 2007 до 2011 года:
Создание системы непрерывного образования (образовательной среды), максимально удовлетворяющей потребностям жителей района и г. Златоуста в – целом в качественном, индивидуально-ориентированном образовании.