Меню сайта
Категории раздела
Спортивные мероприятия [0]Январь [3]
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
Февраль [9]МАРТ [2]
новости апреля [3]
Наш опрос
Нравится ли тебе питание в нашей столовой?
Всего ответов: 89
Нас посетило:
счетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Школьная газета
Плешакова Ольга Александровна,
заместитель директора по ИТ и науке, I категория,
МОУ СОШ № 1 им.Ю.А. Гагарина, г. Златоуст
 
Управленческое содействие формированию ценностей саморазвивающейся личности в работе школьного пресс – центра
   Быстрые изменения советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к утрате ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой. Проблема воспитания духовно здоровой, саморазвивающейся личности остро проявляется в нашем обществе, где наблюдается недостаточное формирование нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия, как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию. Многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют разумного использования и системного примене¬ния общепринятых методов и приемов.[5]
   Наша многолетняя практика убеждает в том, что основу развития личностного потенциала составляет идея саморазвития, самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В.И.Андреева, Л.Н. Куликовой, Д.Б.Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л.С.Выготский, У.Джеймс, В.Штерн и др. (взаимосвязь обучения и развития), вопросы личностного саморазвития изучались также многими специалистами, такими, как Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова и др. [4]
   Таким образом, в определенной мере отдельные аспекты проблемы повышения личностного потенциала ученика исследованы, хотя на практике сама проблема еще не стала предметом специального изучения.
   Существующие программы воспитания и социализации должны иметь непрерывный и комплексный характер, быть интегрированы со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства.[2] Руководителю необходимо создать условия для формирования базовых ценностей у всех участников учебно – воспитательного процесса. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий (классных часов, праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т. д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, походы в кино и театр, социальные проекты, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия и т. д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.[1]
   Важным условием эффективного управления педагогическим процессом является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Результаты освоения таких программ диагностируются в ходе мониторинговых исследований и в таком качестве являются основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют получать информацию об уровне освоения самих программ и обобщенные данные о моральной атмосфере в школьном коллективе.[3]
   Участие всех субъектов образования в управлении образовательным процессом – это важнейшая развивающая возможность образовательной среды, обеспечивающая становление социальной активности личности. При этом ученическое управление школой рассматривается не как совокупность выборных органов, а как процесс преобразования отношений всех участников образования, организация гуманистических отношений.[7] Наиболее эффективным условием становления таких отношений является деятельность, в которой эти отношения реализуются. Сопричастность учащихся к управлению образованием в школе возможна через организацию, например, школьного пресс-центра, который может быть консолидирующим звеном. Происходит это в том случае, если в образовательном пространстве школы создаётся поле (творческая среда) для апробации индивидуального действия, если это действие обсуждается открыто и в дискуссионной форме, что особенно важно для подростков и старшеклассников при переходе от детства к взрослости. И специально организованная дискуссия, и спонтанно возникшее обсуждение различных позиций - это возможность обнаружения позиции значимого другого, которая является необходимым этапом поиска собственного взрослого действия, в результате чего происходит становление самостоятельности и ответственности.[5]
   Поэтому мы определяем школьный пресс-центр как одну из наиболее адекватных форм социальной деятельности учащихся, через которую отрабатывается авторская позиция ученика в культурно принятой форме. Таким образом, создаются условия для самоутверждения и становления личностной зрелости. Более того, создание школьного пресс-центра – это самостоятельный ученический проект. Имеет смысл здесь обозначить также ещё одну составляющую социальной сферы образовательной среды, которая является средством личностного развития не только учащихся, но и педагогов (или родителей). Это - создание школьного издательского центра и школьных открытых печатных изданий, через которые, с одной стороны, реализуются различные творческие способности одних учеников: литературные, художественные, технические. А с другой стороны, в них может происходить становление, овладение азами мастерства другими учениками в сотрудничестве с наиболее одарёнными или более опытными учащимися, или взрослыми. Выпуск школьной газеты имеет прикладное значение, то есть является средой, условием, пространством приложения конкретных умений школьника и одновременно развития их на основе конкретного практического, социального заказа школьного коллектива. Деятельностная образовательная парадигма предполагает организацию образовательной среды на основе совместного творчества при совместно-распределённой деятельности.[3] Это не случайно, так, как хорошо известно, что развитие учащихся происходит через развитие отношений между ними. Ребёнок постоянно включён в две системы социальных отношений: отношения с взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими или младшими). В школьном пресс - центре эти системы отношений не только сохраняются, но и трансформируются: появляется реальное сотрудничество и партнёрство ученика и учителя, что является неотъемлемым условием для становления партнёрских отношений учеников друг с другом. (Прил.I) Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения социальных ролей и даёт более высокие показатели в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и что чрезвычайно важно - становления у него мотивации саморазвития. Совместная деятельность в системах «ученик - учитель» или «ученик - ученик» по-разному влияет на психическое развитие учащихся. При кооперации со сверстниками отношения равноправные, и поэтому они в большей степени способствуют становлению критичности и самостоятельности суждений школьников. Данные выводы мы получили при анализе анкет учащихся по вопросу работы школьной газеты «Школа 1.ru». Так, на вопрос «Считаете ли вы школьную газету актуальным источником информации?», 97% респондентов (76 старшеклассников) ответили положительно. 100% согласились, что газета помогает создавать имидж школы, знакомит с достижениями школьников, содержит полезную информацию для родителей, рассматривает все стороны проблемных вопросов, даёт оценочную характеристику мероприятиям, примиряет противоборствующие позиции. Всем, без исключения, приятно читать о себе, о своём классе и успешно выполненном проекте. Ученики высказывают свои предложения, критически относятся к деятельности пресс – центра. Участники издательского центра (8 человек) в ответах другой анкеты отмечают, что газета стала их главной заботой (85%), хочется создавать новые номера (76%), интересно брать интервью (76%), разрабатывать стиль каждого номера (75%), обсуждать будущие статьи (55%), делать фоторепортажи (50%).
Следовательно, деятельность, выполняемая учащимися совместно и специально организованная (коллективно-распределённая) является более продуктивной, и построение её как социального сотрудничества позволяет обычный выпуск газеты сделать формой социализации личности.
   Для полноценного формирования ценностей саморазвивающейся личности учащегося и становления его гражданского самосознания в каждой государственной и муниципальной общеобразовательной школе должны быть созданы минимально необходимые условия.[2]
   Управленческое содействие формированию ценностей саморазвивающейся личности учащегося и становлению его гражданского самосознания осуществляется при создании необходимых условий.
   К таким условиям следует отнести следующие:
  • создание культурно - воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей единые ценности российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;[5] Так, в нашей школе, носящей имя первого космонавта мира Ю.А. Гагарина, создана особая культурно – воспитательная среда, попав в которую, ребёнок становится членом экипажа большого космического корабля, отправляющегося к неизведанным планетам знаний. В ходе этого путешествия ученик приобретает учебный, общественный, исследовательский опыт, учится быть достойным звания «Юный гагаринец», а впоследствии – «Почётный гагаринец», впитывая в себя образ жизни и систему ценностей данной социальной среды. Пресс-центру при этом отводится одна из ведущих ролей.
  • создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;[5] В МОУ СОШ № 1 им. Ю.А.Гагарина такая среда создана в школьной библиотеке, где регулярно работают тематические выставки, содержащие не только изображения, плакаты и портреты, но и рисунки, выдержки из сочинений учащихся школы, копии наказов вновь избранному мэру города и др.
  • создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;[5] В Совете старшеклассников работает Центр «Забота», одной из задач которого является озеленение школы и содержание зелёных насаждений в надлежащем порядке, а также функционирует Центр «Спорт и здоровье», члены которого отвечают за проведение профилактики здорового образа жизни. В школе традиционными стали Дни здоровья с выходом в лес, экологические декадники и акции, уборка территории школы весной и осенью. Всё это широко освещается в школьной газете.
  • создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;[5] В МОУ СОШ № 1 создана и ежегодно пополняется «Галерея школьной жизни» - своего рода фотохроника главных событий. Кроме того, пресс – центр ведёт школьный сайт, на котором можно найти интересную информацию об истории и традициях, новости для учащихся и родителей. Советы профилактики, проходящие ежемесячно, служба психологического сопровождения, работа социального педагога, родительские собрания (общешкольные и классные) и Совет родителей, - все эти социальные институты вносят свою лепту и коррективы в создание единых общешкольных систем воспитания и социализации.
  • Кроме того, к разработке и реализации программ взаимодействия с другими социальными субъектами воспитания мы привлекаем Совет ветеранов школы, поддерживаем инициативы и акции ГИБДД, инспекции ПДН и наркологического диспансера, которые каждую четверть проводят на территории школы совместные мероприятия с Советом старшеклассников и классными руководителями.
  • взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;[5] Сотрудничество с ТУСУР (Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники) в течение пяти лет позволило планировать траекторию развития каждого ученика, занимающегося в группе дистанционного обучения. Прогнозы показывают, что высокотехнологичное производство будет интенсивно развиваться, а это значит, что выпускники этой группы в будущем будут особенно востребованы.
  • интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;[5] Такая интеграция наблюдается при проведении ученических научно – практических конференций, где учащиеся защищают свой проект, в котором практическая часть основана на исследованиях, наблюдениях, обобщениях жизни социума. Для доказательства своей гипотезы и полного изучения выбранной темы учащиеся посещают различные социокультурные учреждения (музеи, архивы, библиотеки, предприятия и т.д.)
  • направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;[2]
  • педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организаций, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России, в частности, Совета старшеклассников и пресс – центра школы. 
  • Итак, в основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося должна лежать убежденность педагогов в том, что школа — это не только место, где можно получить новую информацию, а затем и аттестат об образовании.[2] Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и, в целом, человеческого развития обучающегося.[5]

Использованная литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., №3266-1. Статья 9, пункт 6.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803.
  3. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. — М.: РАН, Институт социологии. 2007. — С. 35.
  4. Выготский Л.С. Собр. сочинений. — М., 1983. — Т. 4. — С. 385.
  5. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. – М., Владос, 2010.
  6. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. — 1999. — 31 декабря.
  7. Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года.



Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2024